На первой консультации родители часто спрашивают, сколько времени займет исправление неправильно произносимых звуков. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Как и универсального «рецепта» коррекции звукопроизношения. Все зависит от возраста ребенка, от готовности артикуляционного аппарата, индивидуальных особенностей, регулярности проведения логопедических занятий, от качества выполнения домашнего задания.
На постановку звука может понадобится одно занятие, а может и десять. Но это только полдела. Звук надо ввести в речь. В слова, предложения, тексты. Довести произношение звука до автоматизма. Этот процесс занимает гораздо больше времени и напрямую зависит от вовлеченности родителей в совместную работу.
Для того, чтобы быстрее завершить коррекционную работу и вместо походов к логопеду заняться со своим ребенком более интересными делами, родители могут:
- каждый день 5-7 минут вместе с ребенком перед зеркалом выполнять артикуляционные упражнения, рекомендованные логопедом. Присутствуя на моих занятиях, родители могут видеть правильную технику выполнения гимнастики. И при выполнении гимнастики дома, своевременно поправить малыша-хитреца, который выполняет упражнение не так как нужно, а так как ему удобно. Точная техника выполнения артикуляционных упражнений скорее позволяет мышцам запомнить правильное положение для произнесения корректируемых звуков.
- каждый день 10-15 минут проговаривать с ребенком лексический материал, данный логопедом в качестве домашнего задания. Наука физиология говорит о том, что для формирования новой привычки нужно 40-60 повторений. Вы можете помочь своему малышу сформировать новую привычку говорить правильно гораздо быстрее. Проговаривайте материал четко, утрируя корректируемый звук, чтобы ребенок при повторении ориентировался на правильное произношение.
- регулярно посещайте занятия с логопедом. Мой опыт позволяет мне сделать вывод, что пропуски занятий негативно сказываются на динамике. И даже выполнение домашних заданий не компенсирует пропуск занятия. Потому что логопедическое занятие это комплексное коррекционное воздействие и включает в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику, развитие фонематического слуха, формирование слоговой структуры слова, грамматического строя, связной речи. Главный принцип коррекции это системность и систематичность, а пропуски не позволяют этому принципу быть полноценно выполненным.
Важным показателем положительной динамики является то, что ребенок начал иногда (а затем всё чаще) употреблять звук в своей речи сам, без подсказок взрослого. Как правило, вскоре после этого достаточно незначительных поправлений со стороны взрослого, и звук прочно устанавливается в речи ребенка.
Не забывайте, что частые замечания могут утомить кого угодно. И если вы переборщите с постоянными замечаниями, ребенок может вообще отказаться заниматься и следить за своей речью.