Загрузка...
Дислалия (косноязычие)– это нарушение нормального звукопроизношения, не являющееся следствием повреждений или заболеваний органов физического слуха и центральной нервной системы (ЦНС).
При дислалии ребёнок может пропускать звуки, заменять, искажать либо смешивать их. При этом лексика, грамматика, уровень связной речи, словарь активных слов соответствуют возрастной норме.
В зависимости от причин нарушения произношения звуков, дислалия подразделяется на две формы: органическую (механическую) и функциональную.
Об органической форме говорят, если в строении органов артикуляционного аппарата имеется патология.
Функциональная форма связана с временным нарушением в коре головного мозга или негативными социальными причинами, при отсутствии аномалий артикуляционного аппарата.
Коррекция дислалии делится на 3 этапа:
1 этап предполагает устранение нарушений в строении органов речи (подрезание уздечки языка, лечение у ортодонта, пластика верхней губы) – при органической дислалии.
При функциональной дислалии проводятся занятия по артикуляционной гимнастике, логопедическому массажу, развитию фонематического восприятия, слуховой памяти и внимания.
Все формы дислалии нуждаются в развитии мелкой моторики.
2 этап включает в себя постановку звуков, автоматизацию их в речи, а в случае смешения звуков – работу по их разделению (различению).
3 этап направлен на выработку навыков применения отработанных звуков при свободном общении, самоконтроля речи.
По продолжительности коррекционный период занимает до полугода, в зависимости от тяжести нарушения. Несмотря на то, что дислалия достаточно легко поддаётся коррекции, лучше своевременно обращать внимание на речевые проблемы малыша.
Алалия — это неразвитие или грубое нарушение развития речи у ребенка, возникающее в доречевой период, имеющее системный характер и обусловленное патологией ЦНС определенных зон коры головного мозга.
Речевое расстройство при алалии характеризуется отсутствием речевой функции или ее значительной ограниченности в объеме. У одних детей отсутствует экспрессивная речь, что принято называть моторной алалией; другие не только не говорят сами, но и несостоятельны в импрессивной речи (плохо понимают чужую речь), что принято называть сенсорной алалией.
У ребенка с алалией не развивается «языковая способность», которая дана человеку от природы. И при сенсорной, и при моторной алалии ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой). При этом навыки, не требующие значительного словесного сопровождения, могут успешно вырабатываться (например, умение рисовать, считать, конструировать, играть в разные игры, не связанные непосредственно с речью).
Логопедическую работу при алалии следует начинать рано, как только замечено отставание ребенка в речевом развитии. Важно, чтобы она не сводилась к обучению тому, как произносить звуки речи. Главным в обучении должно быть формирование словаря, развитие грамматических навыков, обучение связной речи, способы ее интонационного оформления т.д. Как показал опыт работы с детьми-алаликами, высоко эффективными оказываются обходные методы, направленные на перестройку способа осуществления функции.
При сенсорной алалии такая перестройка состоит в том, чтобы развить у ребенка способность извлекать из неречевых шумов те акустические признаки, которые являются полезными для речи. Основным приемом здесь являются звукоподражания.
При моторной алалии обходные методы состоят главным образом в обращении к букве как аналогу звука речи, воспринимаемого на слух, или же к графическому образу слова как аналогу слова звучащего, т.е. к чтению. Как показывает клинический опыт, раннее ознакомление ребенка с графическим планом того, что должно быть услышано, является весьма эффективным. Алалия — пожалуй, единственное нарушение при котором дети сами проявляют спонтанную заинтересованность в букве. Они легко запоминают их и целые слова легче чем это делают здоровые в речевом отношении дети.
Термины задержки психического и речевого развития — «ЗПР» и «ЗРР» — в качестве речевых диагнозов получили достаточно широкое практическое распространение. При этом диагнозы задержек психического и речевого развития считаются более уместными по отношению к детям раннего возраста (до 4 лет), когда имеется надежда на доразвитие систем, замедляющих созревание психики и речевой функции естественным путем.
Основной задачей при этих нарушениях речевого развития является стимуляция психической и речевой активности, которая в подавляющем большинстве случаев значительно снижена. Это обусловлено недостаточностью функционирования глубинных, подкорковых структур мозга. Эти структуры обеспечивают двигательную, сомато-регуляционную и аффективную сферу. Слабость аффективной сферы и есть основная причина отставания в психическом и речевом развитии. Причины этого самые различные: наследственная слабость активирующих уровней мозга, их внутриутробные и родовые повреждения, нервные, психические и соматические заболевания в раннем возрасте.
Дети с ЗПР и ЗРР осваивают необходимые когнитивные (познавательные) и речевые навыки так же, как и нормотипичные, только в более поздние и в более сжатые сроки. Таким детям для развития предлагается, как правило, больший объем стимулов. Подаются они в утрированно выразительной форме. Расчет при этом делается на спонтанные компенсаторные механизмы, аналогичные тем, которые обеспечивают развитие здорового ребенка.
Помимо этого, программа работы с детьми с ЗРР и ЗПР включает коррекцию неречевых функций ребенка: устранение кистевой, пальцевой, оральной и артикуляционной апраксии; зрительных, слуховых агнозий; конструктивно-пространственных расстройств.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это системное речевое расстройство, возникающее при нарушении формирования таких сторон речи как лексика, грамматика, фонетика. При этом ребёнок имеет нормальный слух и интеллект.
Термин «ОНР» — педагогическое обозначение клинического термина «алалия». Он введен Р.Е. Левиной в рамках психолого-педагогической концепции нарушений речи у детей и имеет, соответственно, иное, а именно психолого-педагогическое значение. Термин «ОНР» более приемлем и понятен лицам педагогического круга, удобен при комплектовании групп детских садов
Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные группы, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.
В логопедии при ОНР выделяют четыре уровня речевого развития.
1 уровень.
Речь отсутствует, либо словарный запас ребёнка ограничивается «лепетными» словами, звукоподражаниями, применяется активная мимика, жесты. В речи дети часто употребляют одно слово для обозначения нескольких общих по смыслу предметов, большинство звуков произносят неправильно, имеют трудности в воспроизводстве слогов, грамматическая сторона речи отсутствует.
2 уровень.
Помимо жестов в речи присутствуют плохо произносимые, часто употребляемые в обиходе слова. Но словарный запас скудный, предложения состоят из 2-3-х слов. У детей отмечаются затруднения в грамматической (числа, падежи, предлоги), слоговой стороне речи, звукопроизношении, фонематическом восприятии.
3 уровень.
При этом уровне присутствует развёрнутая фразовая речь, но ещё нарушено развитие смысловой и звуковой сторон (искажение, смешение звуков). Дети общаются с другими людьми в присутствии знакомых взрослых, которые выступают в роли переводчиков.
4 уровень.
Характерны незначительные лексические, грамматические ошибки, но вместе они ведут к затруднениям при обучении. Речь детей невнятна, они часто переставляют слоги и звуки.
Первые два уровня представляют собой наиболее серьёзную патологию.
От определения уровня речевого развития и первичного клинического диагноза будет зависеть индивидуальная программа коррекции.
К коррекции ОНР необходимо подходить всесторонне.
Она включает в себя:
– регулярные специальные логопедические занятия по коррекции первопричины (клинической формы нарушения: дизартрия, алалия, ринолалия);
– занятия с нейропсихологом;
– логопедический массаж (по показаниям);
– артикуляционная гимнастика;
– лечение у невролога (по необходимости);
– использование рекомендованных специалистами речевых игр в домашних условиях.
Исходя из вышеизложенного понятно, что процесс по преодолению общего недоразвития речи детей – длительный. Его успешность зависит от своевременности начатой работы, систематичности занятий и степени вовлечённости родителей.
Дизартрия — дефект речи, проявляющийся в расстройстве артикуляции, обусловленном параличом или парезом речевой мускулатуры. Для дизартрии характерна невнятная, недостаточно членораздельная речь. Помимо расстройств артикуляции, дизартрия проявляется в нарушениях речевого дыхания и голосообразования, а, следовательно, и в изменениях речевой просодии (мелодики речи).
Этиологией дизартрии являются локальные поражения головного мозга (инсульты, травмы, опухоли), вызывающие органические поражения тех структур мозга, которые иннервируют речевую мускулатуру.
В зависимости от расположения патологического очага выделяют формы дизартрии:
Подход к коррекции дизартрии – комплексный. Методы подбираются с учётом формы и степени нарушения. Лучше всего поддаётся коррекции стёртая дизартрия.
Наиболее важное место в комплексе терапевтических мер при дизартрии занимает логопедическая работа, направленная на разработку органов артикуляции.
Коррекционная работа при бульварной и псевдобульбарной дизартриях включает:
-массаж органов артикуляции;
-артикуляционную гимнастику;
-исправление произношения звуков речи;
-нормализацию речевого дыхания и голоса;
-работу над выразительностью речи.
Коррекционная работа при подкорковой и мозжечковой дизартрии носит иной характер. Центральное место в ней занимают не логопедический массаж и артикуляционная гимнастика (хотя они тоже используются), а выработка различных речедвигательных координации. Поскольку при разных формах подкорковой дизартрии дискоординации носят различный характер, необходимы коррекционные методы, специфичные для каждой из них. Для этого применяются элементы ролевой терапии.
В рамках подготовительного этапа коррекции корковой дизартрии осуществляется массаж органов артикуляции, пассивная и активная гимнастика. Применяются методы сенсорной интеграции: тактильная, зрительная, обонятельная и вкусовая стимуляция. После выработки необходимых кинестезий переходят к звукопостановке, закреплению звуков. В структуру занятий включаются элементы фонетической и логопедической ритмики.
При всех формах дизартрии показаны общая и логопедическая ритмика. Ритм является универсальной внешней опорой, организующей движение при любом из его нарушений. Общая ритмика способствует способности двигаться максимально приближенно к норме, которая служит базисной для более тонких речевых движений, но имеющих тот же алгоритм реализации.
Брадилалия – это нарушение темпа и ритма речи. Люди с таким расстройством разговаривают медленно, с большими паузами. Механизм расстройства устроен таким образом, что человек не только замедленно говорит, но и также медленно думает, читает и пишет. Из-за природы нарушения, у больных возникает дискомфорт при общении с людьми, развиваются комплексы и как следствие может возникнуть заикание.
Для преодоления речевого расстройства используется медицинское воздействие с медикаментозным, физиотерапевтическим, психотерапевтическим лечением; дидактические методы; работа с логопедом и лечебная физкультура.
При лечении брадилалии с логопедом, занятия направлены на следующие моменты:
- развитие у пациента быстрой и четкой речи
- ускорение темпа речи, письма и чтения
- обучение правильной расстановки пауз и ударений
При выраженной брадикинезии важно сразу нормализовать общую моторику: координацию, ритм общих движений в ускоренном темпе. Дополнительно стоит проработать и развить слуховое, зрительное внимание, воспроизведение ритмов и т. д. Постепенно подключая речевой материал к занятиям.
Тахилалия — речевое расстройство, чаще всего проявляющееся в детском возрасте. Заключается в ускоренной речи, проглатывании окончаний, иногда целых слогов, искажении звуков. Речь ускоренная, изобилует повторениями. При отсутствии должного лечения, со временем наступают значительные ухудшения, особенно ближе к пубертатному периоду. Может продолжаться в течение всей жизни. Нередко может перерасти в заикание.
Лечение основано на специальных упражнениях, которые позволяют научиться концентрироваться на скорости речи и осознанно ее замедлять. Наиболее подходящим инструментом для этого является чтение и разговор в заданном темпе, в процессе которого больному требуется отбивать темп рукой или ногой. Но обычно для этих целей используют метроном.
Баттаризм (парафазия) – это тяжелое речевое нарушение внимания, которое заключается в неправильном построении фраз и предложений.
Само по себе понятие «парафазия» расшифровывается с греческого как «рara» – «около», «рhasis» – «речь» и объясняется как «приблизительное высказывание». Основная проблема больных с этим нарушением в том, что они заменяют часть или всё слово другой единицей речи, полностью меняя при этом смысл высказывания и его речевую структуру. Такие замены в письме называют параграфией, а при чтении – паралексией. На сегодняшний день в логопедии выделяют 3 типа баттаризма (парафазии):
— Буквенные (литеральные) – некорректное использование отдельных букв и звуков внутри слов (например, «дверь», вместо «зверь»).
— Словесные (вербальные) – использование неправильных слов в речи, заменяется одно слово другим – похожим по смыслу (например, «вода» вместо «море»).
— Зеркальные – правильное произношение начала и конца слова, но внутри – слоги меняются местами (например, «чсаы» вместо «часы»).
Первоочередной задачей логопеда при лечении баттаризма, является правильное формирование понятий и их грамматически и словесно правильное произношение.
К лечению необходимо подходить комплексно с психическими процессами. Рекомендуется работа над элементами речи, постановкой дыхания и артикуляции, и над целостными речевыми конструкциями (самостоятельные высказывания, четкий пересказ текста, выразительный диалог и в целом – свободное изложение мыслей).
Для достижения всего этого, используют основной принцип – фиксируют внимание пациента на речи и правильном распределении фраз в предложении. Пациенту важно научится логически излагать свои мысли.
Полтерн – это нарушение речевой моторики, которое характеризуется паталогически быстрой и прерывистой речью. Недуг сопровождается спотыканиями, резкими паузами и заиканием. Зачастую он характерен больным на параличи, хорею, при заболеваниях головного мозга и психических отклонениях.
На первый взгляд недуг похож на заикание, но есть существенные отличия. При спотыкании (полтерне) дети не замечают свою проблему, а при заикании, когда ребёнок обращает внимание на свою проблему – он очень смущается. Если обратить внимание заикающихся детей на разговор – их речь ухудшается, а при спотыкании, наоборот, речь улучшается. Однако, недостаток внимания к детям, приводит к ухудшению в обоих случаях. Отличительной чертой является тот факт, что при заикании, пациенты растягивают слова, а при спотыкании – сжимают.
В коррекционной работе первую очередь, необходимо нормализовать темп и ритм общих движений, что способствует четкости и точности произносимых движений. Коррекция основана на приобретении способности быстрее видеть и вызывать множественные ритмические структуры и помогать, тем самым, детям правильно формулировать речь и т. д. Содержание и форма урока должны соответствовать основным занятиям ребенка (игра, обучение), а его возраст должен определять выбор невысказанного материала, методов работы и индивидуальных подходов.
Дисграфия и дислексия — неспособность (или затрудненность) овладения чтением и письмом при сохранном интеллекте и физическом слухе.
Наличие двух видов нарушения письменной речи (дислексии и дисграфии) обусловлено тем, что письменная речь состоит из двух видов речевой деятельности — письма и чтения.
Есть дети, которые, имея сохранный интеллект, неспособны овладеть именно чтением и письмом. У них отсутствуют неречевая агнозия и апраксия, такие учебные дисциплины, как арифметика, математика, история и т.п., они способны освоить на уровне нормы При этом устная речь у таких детей может быть развита не только нормально, но даже лучше, чем у других детей, не имеющих трудностей обучения письму и чтению.
Если ребенку более сложно овладеть чтением, чем письмом, то констатируется наличие дислексии. Если труднее дается письмо, то ставится диагноз дисграфия. Чаще всего при задержке речевого развития наблюдаются одновременно и дислексия, и дисграфия. Однако в отдельных случаях они могут выступать и изолированно.
Наиболее часто встречается так называемая фонематическая, или, иначе, фонологическая дислексия и дисграфия. Она является следствием недоразвития синтеза, анализа и фонематического восприятия. Фонематическое восприятие позволяет запомнить те особенности (признаки) звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого. Например, слова «ДЕНЬ-ТЕНЬ». «БОЧКА-ПОЧКА», «РАД-РЯД», «УГОЛ-УГОЛЬ» различаются по одному признаку, зашифрованному в фонематических противопоставлениях. Слова «копия» и «копья» звучат для таких детей одинаково. Они могут писать «пю» вместо «пью» или «шар» вместо «жар» и с трудом понимают, что есть звуки, состоящие из двух других (дифтонги). Например, «ю» складывается из «й» и «у», они же так и пишут «йу» вместо «ю» («пойу» — «пою») и т.д. Такое письмо, когда ребенок пишет так, как слышит, носит название фонетического письма. В этом случае дисграфия так и обозначается как дисграфия по типу фонетического письма. Если же ребенок пишет вместо одной фонемы другую, то это фонематическая (или, иначе, фонологическая) дисграфия.
Помимо ассоциативной связи между звуком и буквой, для письма необходимо уловить нужный звук в потоке быстро произносимых звуков, входящих в состав слова, — произвести фонематический анализ. Если же фонематический слух и фонематический анализ не страдают, то ребенок довольно легко справляется с узнаванием звуков речи на слух — как отдельно звучащих, так и в звуковом потоке.
Особым видом фонологической дисграфии является дизорфография.
Дизорфография проявляется в том, что у ребенка отсутствует «чутье» на орфограммы. Он не может определить, где именно нужно применить правило, которое ему хорошо известно, например, правило о том, как писать слова с безударными гласными. Ребенок может, во-первых, не уловить, что эта самая безударная гласная присутствует в слове, а во-вторых, не знать, какие слова являются родственными, а какие нет.
Оптическая дислексия и дисграфия
Чтобы научиться читать и писать, необходимо также зрение на буквы — буквенный гнозис. Если буквенный гнозис сохранен, ребенок запоминает начертание букв без особого труда. Если же буквенный гнозис страдает, то у ребенка появляются ошибки в чтении и письме. Дети, которым трудно запомнить букву зрительно, путают похожие по рисунку буквы («Р» и «Ь», «3» и «Э» и т.д.). Они могут перевернуть букву («N» и «И»), добавить лишний крючок («Ц» и «Щ»), повернуть ее в другую сторону («3» и «Е»). Такую дислексию и дисграфию называют оптической или зрительной.
Кинетическая (моторная) дислексия и дисграфия
К этому виду нарушений письменной речи относят окуломо-торную дислексию и моторную дисграфию. Окуломоторная дислексия связана с нарушением движения глаз. Перевод взора с буквы на букву, со слова на слово, со строки на строку и т.д. имеет свои закономерности, которыми необходимо овладеть, но не всем детям это удается сделать беспрепятственно. Моторная дисграфия обусловлена определенными требованиями к движениям руки. Если они не соблюдаются, то возникает так называемая кинетическая (моторная) дисграфия.
Коррекция.
При фонологической (слуховой) дислексии (дисграфии) необходима работа по развитию фонематических дифференциаций, а при оптической — работа по развитию буквенного гнозиса. При дизорфографии необходимо развивать «языковое чутье» на родственные слова, уточнять понятийную структуру слова и прочее.
Неумение красиво и выразительно писать может привести не только к плохим оценкам и отставанию при конспектировании важного материала на уроке, но и к снижению самооценки школьника. Причин, влияющих на качество письма и формирование плохого почерка ребенка, может быть несколько.
Неудобное положение ребенка во время письма. Это один из основных факторов формирования некрасивого почерка. Родителям стоит проследить за этим. Возможно стол, за которым учится ребенок, слишком высокий или, наоборот, низкий. Ребенку сидеть за ним неудобно. Спина находится в неправильном положении, а соответственно, и письмо выходит кое-как. Родителям стоит проследить за правильным положением спины и рук ребенка в течение 2-3 недель, а дальше такое положение войдет в норму школьника. Улучшится при этом и качество письма.
Неправильное положение тетради во время письма. Тетрадь должна лежать под углом 15 градусов вправо к краю стола. Это позволит ребенку сформировать правильные навыки письма, легко писать буквы и слова. Важно также обратить внимание на обложки для тетрадей. Они помогают не только сохранить опрятный вид тетради, но и позволяют ей свободно скользить по столу во время письма.
Неправильное держание ручки во время письма. Это тоже довольно распространенная проблема. Часто дети слишком сжимают ручку или неправильно держат ее, что влияет на каллиграфичность почерка. Письмо должно быть легким, без усилий. Ручку ребенок должен держать тремя пальцами, зажимая ее между большим и средним пальцами. Указательный палец должен быть сверху ручки. Родителям стоит обратить внимание на выбор ручки для письма. Выбирая со своим школьником или школьницей красивую ручку, они должны обязательно проверить качество письма, особенности пасты, а также удобство ручки. Часто дети хотят приобрести что-то яркое и особенное с канцтоваров, но таким принадлежностями очень часто трудно или неудобно пользоваться во время длительного письма.
Нарушение мелкой моторики рук. Это может проявляться при написании букв разного размера, наклонов их в разные стороны, неправильности завитков, слова выходят за пределы строк и тому подобное. Чтобы устранить эту проблему родителям стоит заняться вместе с ребенком специальными тренировочными упражнениями — завязывание шнурков, перебирание круп, которые можно превратить в интересное соревнование на время. Развить мелкую моторику рук помогают занятия по лепке, вышиванию, плетению и тому подобное. Благодаря систематическим ежедневным занятиям можно добиться быстрых впечатляющих результатов.
На своих занятиях по подготовке руки к письму и коррекции почерка я использую лучшие приемы из классических методик, нейропсихологические упражнения. А также некоторые нетрадиционные техники, которые кроме графомоторных навыков развивают ещё и творческие способности.
Для развития каллиграфического письма стоит обратить внимание на укрепление мышц рук, спины и плечевого пояса. Для тренировки мелкой моторики рук используют пальцевую гимнастику. Кроме этого, на правильность и каллиграфичность письма имеет положительное влияние следующая деятельность:
Раскраски. Все дети любят рисовать. Это приносит им успокоение, уравновешивания, концентрацию внимания. Для выработки правильности письма рисование тоже имеет свою пользу. Движения юного художника становятся постепенно уверенными, а изображения и линии четкими и очерченными. Ребенок учится чувствовать пространство на бумаге, развивает внимательность.
Штриховка. Задания по штриховке рисунка следует подбирать по принципу от простого к сложному. Сначала это будут задания для обводки контура рисунка, а затем ребенок учится заштриховывать его горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями.
Срисовывание. Это упражнение предполагает перерисовки определенного рисунка в точности, это вырабатывает внимательность ребенка до мельчайших деталей, учит чувству размеров элементов рисунка.
Вырезание фигур по контуру. Начинать стоит с вырезания больших простых фигур — квадратов, кругов, постепенно усложняя объекты.
Завязывание узлов, бантов, плетение, вышивание, застегивания пуговиц — каждое из этих занятий способствует формированию мелкой моторики рук, а некоторые занятия (вышивание или плетение) могут стать хобби ребенка на долгие годы.
Составление мозаики, конструктора.
Оригами. Научив ребенка искусству оригами — изготовлению из бумаги фигурок животных, можно не только интересно провести время, но и с большой пользой для ребенка.
Логопедический массаж, являясь частью общей комплексной системы коррекционной работы, является абсолютно незаменимым средством борьбы с нарушенным тонусом.
Логопедический массаж показан в том случае, когда есть нарушение мышечного тонуса. Это чаще всего бывает при дизартрии.
Логопедический массаж показан при заикании. Особенно в свежих случаях заикания, когда оно возникает остро.
Массаж так же показан при риноплалии. Особенно в послеоперационный период.
При афазии у взрослых очень эффективен логомассаж.
При задержках речевого развития. Вместе с другими логопедическими мероприятиями, чтобы запуск речи произошел быстрее, проводится курс логомассажа. Речь появляется быстрее.
Ещё логомассаж эффективен в том случае, когда звуки у ребёнка уже поставлены, но очень долго не входят в речь.
При инфантильном типе глотания тоже показан логопедический массаж. В этом случае логопедический массаж позволит ребёнку правильно понимать язычок во время глотания и будет правильно сформирован свод твёрдого неба.